Сайт естествознания Большаковой Елены Николаевны...

Главная | Регистрация | Вход
Среда, 25.04.2018, 21:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [6]
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

Синергетическое направление в развитии личности.
Синергетическое направление в развитии личности. Учитель-это не тот, кто даёт правильные ответы, а тот, кто задаёт правильные вопросы. Творческая мысль, как показывает история, всегда была присуща Российскому народу. От неординарных решений М.Кутузова, А. Суворова, Г.Жукова зависела судьба нации. Замена у молодого поколения творческого мышления на шаблонное тестирование представляет угрозу национальной безопасности. Нам необходимо предоставить детям возможность развивать творческое (дивергентное) мышление, которое характеризуется преодолением мыслительных шаблонов и стереотипов, снятием ограничений и большой свободой в решении проблем. Синергетика от греческого «деятельность»- междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципа самоорганизации систем. Синергетический подход в образовании рассматривает процесс развития познавательной самостоятельности как систему в движении, целостности, изменчивости на основе взаимодействия человека с самим собой, другими, внешним миром. С точки зрения синергетики мозг действует не на основе алгоритмов, как компьютер, а посредством самоорганизации, при котором может быть использован алгоритм, а может, и нет. Необходимо развивать синергетические технологии обучения, позволяющие разрешить проблемы российского образования. Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира: • в умении работать с информацией; • в умении решать практические, социально - и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения; • в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт. Проблема- задача, содержащая противоречие, не имеющая однозначного ответа и требующая поиска решений. Берёт своё начало в проблемной ситуации. Приемы создания проблемных ситуаций: -предъявление противоречивых фактов -сталкивание разных мнений при выполнении задания -противоречие между житейским представлением учеников и научным фактом или теорией -задание, не сходное с предыдущим (затруднение) -задание, внешне сходное с предыдущим (затруднение) -задание, с использованием опытов, практических и лабораторных работ (затруднение, разрешаемое исследовательской работой) Работа над проблемной ситуацией может осуществляться с помощью разных форм: индивидуальной (развитие личной инициативы, ответственности), парной и групповой (способствует сотрудничеству, развитию лидерских способностей, возможности для менее творческих детей пережить успех, сотрудничая с более творческими). Метод проектов, известный также как метод проблем нашел широкое распространение и приобрел большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. Виды проектов: -исследовательские -прикладные -ролевые, игровые -информационные -интернет-проекты Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: • выявление и постановка проблемы исследования; • формулирование гипотезы; • планирование и разработка исследовательских действий; • сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез; • подготовка и написание сообщения; • выступление с подготовленным сообщением (публикация сообщения); • переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы; • построение выводов, заключений. Прикладной проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Например: -документ, созданный на основе полученных результатов исследования; -программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий (в природе, в обществе, в организации); - проект закона; -справочный материал; - словарь; -аргументированное объяснение какого-либо физического, химического явления; -проект зимнего сада школы и т.д. В ролевых проектах структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои; имитируются социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высока. Информационные проекты направлены на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении. Предлагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ, обобщение уже для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры и возможности её коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта может выглядеть примерно так: -цель проекта, его актуальность - источники информации (литературные, СМИ, базы данных, включая электронные, анкетирование и проч.) - методы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) - результаты (статья, реферат, доклад, видео и проч.) -презентация проекта (публикация, в том числе и в Интернете, участие в телекоммуникационных чатах, играх). Интернет- проект или телекоммуникационный образовательный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата и организованная на основе компьютерной телекоммуникации. Проект должен отвечать следующим требованиям: -В нем учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях; - Работа учащихся проводится в сетях, она осмысленна и активна; - В проекте организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной групповой работы.
Категория: Мои статьи | Добавил: Большакова (24.03.2011) | Автор: Большакова E W
Просмотров: 1343 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
СЕГОДНЯ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2018 | Бесплатный хостинг uCoz